Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Использование эффективных приёмов мнемотехники при изучении слов с непроверяемым написанием в интегрированном классе

Дата: 10 декабря 2018 в 09:34

Использование эффективных приёмов мнемотехники

при изучении слов с непроверяемым написанием

в интегрированном классе (полная модель)

ССЫЛКА ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ: https://cloud.mail.ru/public/79Ak/ZUjJGgrYo

Учитель-дефектолог И.Н. Матвеева

         "Каждое произнесённое тобой Слово - Живое, оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объём, память, историю, предназначение, силу и нежность. Только люди почему - то об этом забыли."

                                                                           Глаголы русских мудрецов

         Каждому учителю-дефектологу известно, что сформировать грамотное письмо у учащихся с особенностями психофизического развития (ОПФР) — задача не из легких. Орфографические навыки приобретаются годами .

         "Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета". К.Д. Ушинский.[7]

         Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. [1]. Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, другими словами, природная пластичность нервно-мозговой ткани "мнема".

Слова "мнемотехника" и "мнемоника" происходят от греческого "mnemonikon" – искусство запоминания. Это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Словарные слова – это целая группа "непослушных" слов, правописание которых не подчиняется ни одному правилу русского языка. Эти слова невозможно проверить, поэтому их приходится заучивать. Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов, малоэффективна.

Поэтому, чтобы достичь лучших результатов в правописании словарных слов, необходимо подключать яркие ассоциации, а также .необходима кропотливая системная ежедневная работа.

Причина, заставившая меня обратиться к мнемотехнике, - это ограниченные возможности особых учащихся.

В работе мы рассмотрим отдельные способы и приёмы запоминания трудных для написания слов, создадим копилку эффективных мнемонических приёмов, которые апробируем в образовательном процессе. Дети с ОПФР допускают как специфические ошибки при письме (дисграфия), так и ошибки на орфографические правила (дизорфография). С большим трудом учащиеся запоминают написание словарных слов. При запоминании несложного материала дети не испытывают затруднений, но при возрастании и усложнении объёма информации прочность запоминаемого и его воспроизведение резко снижается. Замедленный темп развития всех психических функций и процессов не позволяет ученику успешно осваивать школьную программу.

         В современной педагогической литературе методике изучения слов с непроверяемыми написаниями посвящено много статей, методических пособий. Анализируются различные аспекты данной проблемы.

Опыт показывает, что в основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена положительная мотивация к изучаемому предмету, активная работа учащихся, регулярность выполнения заданий и упражнений, многократное обращение к изученным словарным словам.

Описание разнообразных форм, методов, приемов и средств, используемых при работе со словами с непроверяемым написанием, нашла в статьях разных авторов. Например,  Лысенкова С.Н. раскрыла роль послогового проговаривания при усвоении непроверяемых написаний, П. П. Иванов уточнил последовательность работы с непроверяемыми безударными гласными. По методике В.С. Лайло все словарные слова, которые учащиеся должны выучить за год, разделяются на несколько групп, в зависимости от «опасного места» — буквы, в написании которой можно ошибиться. Детям предлагается составить из этих слов небольшой связный текст, нарисовать к своему рассказу рисунок и придумать название — опорное слово ко всем словам рассказа, в написании которого невозможно сделать ошибку.[2] Их идеи помогли мне систематизировать и разнообразить трудную, но увлекательную, работу по изучению слов с непроверяемыми орфограммами.

Орфография в школе служит связующим звеном знаний учащихся по всем разделам курса русского языка. Второклассник, обучающийся по программе для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении к концу учебного года должен выучить и безошибочно писать 24 словарных слова, учащийся 3 класса – 25 слов с непроверяемым написанием, 4 класс – 45, 5 класс - 44 слова [4]. Всего 2-5 классы -138 словарных слова должны усвоить учащиеся с ОПФР.

Применение мнемотехники актуально в работе с детьми с особенностями в развитии, так как, у них выражено отставание и своеобразие в познавательной деятельности и продуктивность запоминания носит в основном непроизвольный характер.

         Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь. Мнемотехнические приемы опираются на различные виды памяти, что позволяет эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием детям с разными типами памяти.

         Классическая работа по запоминанию словарных слов строится следующим образом: обязательно: увидеть слово - произнести слово - записать слово, подчеркнуть орфограммы - подобрать однокоренные слова, записать их, подчеркнуть орфограммы — осмыслить лексическое значение. Важно обратить внимание на единообразное написание всех однокоренных слов («мороз» выучили, а «морозный» пишут с ошибкой).[5]

         В классической работе упор делается на механическое запоминание словарных слов и орфограмм в них путем многократного повторения этого слова в различных упражнениях. Однако, такое запоминание, не подкрепленное привлечением образной и словесно-логической памяти, не даёт прочного и длительного сохранения информации в памяти .

         Исходя из вышесказанного и опираясь на психолого-физиологические особенности учащихся с ОПФР необходимо наряду с традиционной моделью передачи знаний, ввести нетрадиционные методы и приёмы изучения словарных слов, которые будут направлены на развитие памяти, активизацию мыслительной деятельности и повышению мотивации учащегося.

         На мой взгляд, мнемотехника как одна из технологий, помогает и учителю, и ученику. Она дает возможность не просто прослушать, но и понять объяснение, позволяет расширить границы восприятия. Основной "секрет" мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Мнемоматериал нашѐл живой отклик у моих учеников, способствовал активизации их мышления, повышению успеваемости, памяти. В моей "педагогической копилке" немало приемов легкого запоминания материала. Учащиеся записывают такие подсказки в свои тетради-копилки. Зерно успеха заключено в том, что мнемотехнический приѐм не оставляет школьников безучастными, равнодушными, делает их заинтересованными. При запоминании того или иного правила учащиеся с удовольствием пользуются мнемонической "палочкой-выручалочкой".

         Приведу систему изучения слов с непроверяемыми написаниями с применением приѐмов мнемотехники, которые я использую на уроках русского языка в интегрированном классе (полной модели) и на коррекционных занятиях.

Работу по запоминанию словарных слов я строю следующим образом:

1. Подготовительный этап. По методике С.Н. Лысенковой выявляю закономерность в правописании слов и делю их на группы (приложение 1). Каждая группа имеет свой порядковый номер определение общих признаков в словах группы. (Например: у всех слов непроверяемая ударением гласная "о" - охота, олень, океан) Это позволяет качественно организовать работу на следующем этапе.[ 3]

2. Предъявление слова. Орфографическое прочитывание слов (акцент на учеников-аудиалов). На этом этапе использую различные приемы организации работы учащихся с тематическими группами слов. Найти слово в таблице по заданию учителя. Называю детям номер группы и порядковый номер слова в этой группе. На этом этапе проговариваем слово хором (2-3 раза), определяем "трудное" место. Желательно, чтобы ребята нашли его сами, тогда процесс письма для детей становится осознанным, поскольку они ещё до записывания могут определить орфограмму в слове.

         На этапе повторного орфографического проговаривания словарного слова  нужно акцентировать учеников-кинестетиков, подключив движение - я использую жест дактильной азбуки. Например: в слове автомобиль первый гласный звук сопровождается жестом дактильной азбуки "дактили-А". Учащиеся с удовольствием показывают эти движения рукой, что привлекает дополнительное внимание к "трудному месту" в слове и улучшает его запоминание (приложение 2).

3. Запись слова с последующим разбором. На данном этапе определяем ударный и безударные гласные, делим слово на слоги, считаем количество слогов, букв в слове. Ищем в слове "буквы-разведчицы" (я, ё, ю, е; ъ, ь) определяем, в каких случаях они обозначают 2 звука или отсутствие звука, только после этого определяем количество звуков в слове. Перед записью слова в тетрадь обращаю внимание на "сигнал опасности" - красную точку над орфограммой. После проведения такого вида работы, проговорив орфографически (как написано), прошу детей записать слово в тетрадь. Запись этих слов с выделением орфограммы точкой вверху (акцент на учеников-визуалов). Записываем проговаривая - это один из приемов самоконтроля при письме и запоминанию написания слов разной структуры.

4. Этимология словарных слов (использовали при возможности).

         Новые слова лучше запоминаются, если их сочетать с картинками, которые могут сделать смысл слова более понятным и  сопровождается толкованием значения слова. Постепенно составляется этимологический словарь "К истокам слова". Обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание. Важно помнить, что этимологические справки должны быть доступны для восприятия детям (приложение 3).

5. Использование мнемических приёмов запоминания словарных слов (придумывание образа слова или образа орфограммы в слове (акцент на учеников-кинестетиков), зарисовка образа (акцент на учеников-визуалов) (если это возможно), звуковые ассоциации (акцент на учеников-аудиалов).

6. Повторное орфографическое проговаривание слова (акцент на учеников-аудиалов) с подключением дактильной азбуки (акцент на учеников-кинестетиков).

7. Придумывание и запись словосочетаний и предложений с этими словами (акцент на учеников-кинестетиков), выборочное чтение (акцент на учеников-аудиалов).

8. Выполнение упражнений, в которые включены эти словарные слова.

         Рассмотрим подробнее некоторые из этапов работы. Организовывая деятельность учащихся подобным образом, работаю на опережение: развиваю навыки фонетического анализа слова.

         Начиная с 3 класса к выше описанному алгоритму работы над словарным словом добавляю характеристику каждого звука в слове и знакомлю детей с транскрипцией – способом записи звуковой оболочки слова, предлагаю учащимся использовать "Подсказку" (приложение 4). После того, как дети дали полную характеристику каждому звуку в слове, прошу их записать слово в транскрипции на доске и в тетради, проговаривая или используем комментированное письмо.

На этапе запоминание орфографического облика слова использую метод зрительных ассоциаций, который больше других нравится детям:

1) прием нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки), которые соединяются с запоминаемой информацией. Для того чтобы запомнить непроверяемую гласную интересно, надо "оживить" букву, создать еѐ "образ" в конкретном слове.

Слово трудное попалось –

Это, братцы, не беда.

Нарисуем в слове букву.

Не забудем никогда.

а) ассоциативный образ (должна прослеживаться связь со словарным словом общим признаком; ассоциативная связь может быть по цвету, форме, вкусу, назначению, действию, по месту расположения и т.д.) Не навязываю детям своих ассоциаций. Если ассоциации не смогли подобрать, как последний вариант, использую готовые О.Д.Ушаковой [6] (приложение 5); Иногда предлагаю ребятам ещё раз записать слово, но на месте орфограммы нарисовать какой – либо предмет, напоминающий букву, которую надо запомнить. Например, в слове ябл..к..на месте пропусков учащиеся обычно рисуют 2 круглых яблока (приложение 3);

б) подбор однокоренных слов (золотой – золото, позолотить);

в) написание слова с закрытыми глазами (предлагаю детям закрыть глаза и представить слово так, как оно записано в книге, затем прочитать слово орфографически (как записано), зрительно представить мигающей "опасную" букву; ещё раз прочитать слово медленно и написать его с закрытыми глазами 3 раза в воздухе), это связано с экономией времени на уроке, на коррекционном занятии дети рисуют с завязанными глазами при этом лучше использовать фломастеры или яркие ручки. Когда слово написано, его надо рассмотреть. Данное упражнение доставляет детям массу удовольствия, а главное, задействует различные органы восприятия информации и усиливает эффект запоминания слов.

Также на этапе запоминания использую прием звуковых ассоциаций. Фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания).

1) Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Песок – пёс спит на песке. Улица – на улице встречаю знакомые лица.

2) В слове спряталось другое слово: Облако, Родина, улица, иней. Например в слове ОБЛАКО ошибки допускали многие ученики, после найденной ассоциации: "обЛАко – это вЛАга, которая поднимается с земли вверх" ошибок не допускает никто, в слове ИНЕЙ - это не сНЕг (приложение 6).

         Прием графических ассоциаций заключается в том, чтобы увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно в тетрадь или тетрадь-копилку. К методу графических ассоциаций можно отнести ребусы, стихи, рисунки, которые вызывают определённые ассоциации, т.е., суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.

         Вызывают интерес к "трудным" словам у учащихся демонстрация красочных плакатов "Словарик-послебукварик", разработанное учителями Донецких гимназий №21 и №41 (приложение7).

         Приемы такого обучения запоминанию слов обеспечивают ребятам успех в учебе, дарят радость от общения с буквой, словом. У детей вырабатывается внимание к слову, его структуре, составу, этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать, рассуждать, дискуссировать над словом.

         Мнемонические приѐмы вспоминаются моментально, потому что составление "правил – для- себя" - это ключик к запоминанию. 

         При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем глубже и прочнее его знания.

         Предлагаемый подход поддерживает у детей постоянный интерес к слову, пытливость ума, желание познавать новое, дает ученику возможность самостоятельно выбрать способ запоминания нужного слова.

         Языку принадлежит роль главного хранителя знаний о людях, о мире.

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно

В огромном море – море слов

Купаться ежечасно![1]

Список используемых источников

  1. Костина, И. Мнемотехника / И.Костина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.7ya.ru/article/Mnemotehnika/. Дата доступа: 26.03.2016
  2. Лайло, В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. — М.: Дрофа, 2002
  3. Лысенкова, С.Н. Когда легко учится / С.Н. Лысенкова //Методики запоминания слов с помощью техник эффективного обучения [Электронный ресурс]Режимдоступа:http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st003.shtml Дата доступа: 30.04.2016
  4. Сборник программ для специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении с русским и белорусским языками обучения. Русский язык. Беларуская мова. Математика. Человек и мир. 1 – 5 классы. – Минск: НИО, 2008
  5. Тиринова, О. И. Основные требования к уроку русского языка / О. И. Тиринова // Пачатковае навучанне. – 2009. - № 3. - с. 38-40.
  6. Ушакова, О.Д. Напиши диктант без ошибок 1-4 классы / О. Д. Ушакова /https:// [Электронный ресурс] – Режим доступа: aldebaran.ru/author/ushakova_olga/kniga_napishi_diktant_bez_oshibok_1_4_klassyi/ Дата доступа: 03.06.2016
  7. Ушинский, К. Д. О значении отечественного языка в первоначальном обучении./К.Д. Ушинский [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/134243/ Дата доступа: 15.04.2016

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.