ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность. Современный период в образовании — время смены ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания, как основного условия возрождения современного общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности. С одной стороны, духовный кризис – глобальное явление, которое связывают с преобладающим характером цивилизованного развития человечества. Современное постиндустриальное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ и преобразование окружающего мира для более полного их удовлетворения, породило интеллектуально развитого и технически образованного человека, но, часто неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры. Такие изменения в масштабе государства привели к утрате в среде молодого поколения моральных ориентиров. Кризис духовности, нравственности является одной из самых опасных болезней общества, т.к. духовность и нравственность есть социальный иммунитет любого народа. В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями проблема духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Роль школы, как реального противовеса давлению пагубных факторов в формирование духовно-нравственных ориентиров незаменима для воспитания психологически и духовно здоровой, гармоничной личности, способной делать верный выбор, подсказанный совестью и правдой, вырабатывать собственные морально-нравственные установки.
Беларусь, на протяжении тысячи лет создавала свои традиции на основе христианских ценностей. Без понимания христианства ребенок не способен освоить национальную и мировую культуру. Для всех уже очевидно, что использование разовых мер в преодолении кризисных явлений не дает позитивных результатов. Проблема восстановления ценностей традиционной культуры является трудной, а эффективность ее решения может быть обеспечена только активными совместными действиями всех участников воспитательного процесса. Таким образом, в современных социально-экономических условиях развития общества возрождение и совершенствование духовно-нравственного воспитания как неотъемлемой части целостного образовательного процесса является одним из ведущих направлений системы образования, всех социальных институтов воспитания, государства и общества. Перед современной семьёй, школой стоит задача воспитания нравственной личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность на нравственных принципах, в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности учащихся.
Программа деятельности разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, иными нормативными правовыми актами.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель - создание условий для аккумулирования и распространения перспективного педагогического опыта по духовно- нравственному воспитанию обучающихся в процессе деятельности.
Задачи:
- оказывать информационную и научно-методическую поддержку образовательного процесса по реализуемому направлению (духовно-нравственному воспитанию обучающихся);
- консультировать педагогических и руководящих работников учреждений образования по духовно- нравственному воспитанию обучающихся;
- организовывать обучение различных категорий педагогических работников по использованию в практике работы современных достижений в данной области, оперативному овладению перспективным педагогическим опытом;
- интегрировать в образовательном пространстве школы основные виды деятельности, обеспечивающие духовно-нравственное воспитание учащихся и приобщать их к православным, культурно-историческим традициям Беларуси;
- знакомить педагогическую общественность с результатами работы по реализуемому содержательному направлению через проведение презентационных мероприятий, создание и сопровождение веб-сайтов, семинаров, осуществление издательской деятельности и др..
Миссия воспитания заключается в целостном, гармоничном развитии личности растущего человека, принятия им духовно-нравственных, социальных, семейных ценностей и традиций отечественной культуры.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Духовно-нравственное воспитание – это система воспитательных мер, и специально организованная воспитательная деятельность, направленные на формирование и развитие духовно-нравственных качеств личности.
В Концепции непрерывного воспитания сказано: «Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование нравственной культуры личности и предполагает приобщение обучающихся к гуманистическим общечеловеческим и национальным ценностям. Нравственная культура характеризует степень освоения обучающимися морального опыта общества, меру воплощения этого опыта в поведении и в отношении с другими людьми, выражается в потребности в нравственном самосовершенствовании» (п.32).
Содержание духовно-нравственного воспитания включает в себя формирование у обучающихся представлений о нравственных основах общества, развитие нравственных чувств (совестливости, сочувствия и сопереживания, любви, доверия и расположения к людям; долга и др.), воспитание высоких моральных качеств (доброты, милосердия, честности, справедливости, скромности и деликатности, трудолюбия и др.), формирование норм поведения (вежливости, тактичности, человеческого достоинства, уважения к старшим, соблюдение правил этикета и др.» (п.33).
В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? И почему мы настаиваем на единстве духовного и нравственного, а не обращаемся к одному из этих понятий? Существуют разные точки зрения на этот счет. Одна из них заключается в том, что в их объединении проявляется стремление соединить религиозное и светское понимание духовности (духовность – понятие религиозное, нравственность – светское). По мнению А. Лихачева, «в наше время, когда говорят о смысловых, идейных исканиях отдельного человека или целого культурного течения, но при этом желают подчеркнуть их автономность от религиозной сферы, термины "духовный" и "нравственный" зачастую соединяют, образуя новое слово: духовно-нравственный. ... Речь в подобных случаях идет все о том же поиске Истины и Смысла, который осуществляется и в религии, но при этом с опорой на интуитивный поиск самого человека, его совести, а не на то или иное религиозное учение или Откровение». Согласно другой точки зрения, нравственность распространяется на повседневную жизнь, а духовность – на жизнь в ее высшем качестве – бытии человека. Но думается, что причины здесь более глубокие. Надо, прежде всего, разобраться, что такое духовность и нравственность? И всегда ли духовное воспитание может быть нравственным, а нравственное – духовным?
Духовность, на наш взгляд, – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание.
Второе понятие, важное для осознания сущности духовного воспитания, – «духовная жизнь», или «духовное бытие» человека. «Духовность» и «духовное бытие» – взаимопроникающие, но не синонимичные понятия. Духовное бытие личности проявляет ее духовность, а духовность выступает основой и результатом ее духовного бытия. По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.
Анализируя различные философские подходы к определению сущности человека, Г. Федотов пишет: «Сам человек становится предметом отрицания, унижения, подавления в передовых явлениях современной культуры. Он подавляется во имя мира идеального (кантианство) и мира социального (марксизм, фашизм), ради духа и ради материи, во имя Бога и во имя зверя. Свободно и окружено почетом тело, освобождается, хотя и в очень ограниченной степени, и дух; гибнет только душа. Но это «только»! Телесный человек живет звериной жизнью, духовный – ангельской. Лишь душевный остается человеком... Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку, ответственность за все, что совершается вокруг него.
Необходимо отметить, что, в отличие от некоторых других религиозных мировоззрений, православие выступает во многом как бытийное, реально-практическое педагогическое мировоззрение и рассматривает духовность не как отвлеченное, но как реально-практическое свойство человека, проявляющееся во внимательном, глубоком, уважительном отношении к жизни другого человека, к собственной жизни как к внутреннему подвигу. Понимание Другого, взаимодействие с Другим рассматривается в качестве сущностных характеристик духовного воспитания как в светской, так и в православной педагогике, где постоянно подчеркивается направленность человеческого бытия на благо ближнего и на приближение к Богу как абсолютно значимому Другому. Итак, истинно духовное воспитание всегда нравственно ориентировано. Итак, «духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни (И.-Г. Песталоцци). Оно, – по мнению Т.И. Петраковой, –представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира». Решение задач духовно-нравственного воспитания современной системой образования связано с разрешением целого ряда проблем, среди которых наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие.
Проблема первая связана с подготовкой учителя, способного стать духовным наставником личности. Существует философский принцип: подобное создается подобным – нравственность воспитанника формируется нравственностью воспитателя, духовность – духовностью. В состоянии ли современный учитель с его достаточно прагматичным мировосприятием и мышлением, зачастую столь же бездуховный, выполнить ту высокую миссию, которая перед ним ставится? Очевидно, не случайно государство обратилось к церкви, поскольку в ней мы можем найти подлинно духовных наставников юношества. Но, как отмечает протоирей о. Виктор Дорофеев в своей публикации в Интернете, реально священники не могут участвовать в этом процессе. Кто реально это может делать, так это преподаватели общеобразовательных школ. Необходима подготовка педагогов, способных вести факультативные курсы «Православная культура» и «Основы нравственности». Однако возникает опасность сведения данной подготовки к научению педагога, в то время как необходимо его воспитание, преобразование собственного духовного мира.
Духовно-нравственное развитие личности учащегося — это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Духовно-нравственное воспитание личности — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются народ Беларуси, государство, семья, традиционные религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия), мировое сообщество.
Духовно-нравственные ценности – это наиболее важные установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов.
Личностная духовная культура — это:
- готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.
Семейная духовная культура — это:
- осознание ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;
- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Социальная духовная культура — это:
- осознание себя гражданином Беларуси на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;
- чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
- адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского общества;
- готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;
- забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия, толерантности.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Основными формами работы с педагогическим кадрами являются:
- консультации (индивидуальные и групповые);
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- теоретические, обучающие и научно-практические семинары;
- научно-практические конференции;
- педагогические чтения;
- мастер – классы;
- практикумы и т.д.
- мастерские,
- «круглые столы»,
- презентации,
- издательская деятельность,
- концертная деятельность,
- выставки,
- консультации по запросам образовательных учреждений (на платной основе.)
Основными формами работы с обучающимися являются:
- Факультативные занятия, кружки духовно-нравственной направленности,
- участие в традиционных христианских праздниках
- конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, эссе на духовно-нравственную тему
- акции
- рождественские чтения
-экскурсии
- устные журналы и т.д
ФУНКЦИИ
1. Методическая функция, предполагающая:
- оказание методической помощи педагогам, родителям;
- оказание практической помощи учителям при проведении уроков и внеклассных мероприятий;
- организация подготовки педагогов по основам православной культуры;
- проведение консультаций для педагогов учреждений образования по вопросам духовно-нравственного воспитания;
- проведение методических семинаров, бесед, круглых столов с представителями православной Церкви для педагогов учреждений образования и родителей;
- организация конкурсов по основам православной культуры;
- организация участия педагогов в конкурсах, педагогических чтениях, Рождественских чтениях по вопросам духовно-нравственного воспитания;
- разработка авторских программ духовно-нравственного воспитания на основе отечественных культурно-исторических традиций.
2. Аналитическая функция, связанная с проведением совместно со школьным психологом тестирований, диагностических исследований учащихся.
3. Информационная функция предполагающая:
- подготовку информации для проведения культурно-просветительской работы с родителями (лектории, праздники, вечера, экскурсии и др.);
- создание на базе сайта школы «страницы» по духовно-нравственному воспитанию.
4. Инновационная функция предполагает развитие духовно-нравственного воспитания в инновационном режиме, который будет способствовать целостному становлению нравственной личности, внедрению инновационных технологий в воспитательный процесс и разработку УМК по духовно-нравственному воспитанию личности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате работы педагоги должны
знать:
ключевые подходы к интерпретации понятия духовно-нравственное воспитание;
историю духовно-нравственных учений, что позволит ознакомиться с многообразием противоречий духовного мира и особенностей его конкретных проявлений;
фундаментальные проблемы теории духовно-нравственных учений и понятия, составляющие их категориальную основу;
уметь:
осуществлять духовно-нравственное воспитание в системе воспитания в учреждениях образования;
формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;
консолидировать и координировать деятельность школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании учащихся
учить различать добро и зло, любить добро и творить его.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
- обеспечение доступности информационного пространства (школьный сайт) для участников образовательного процесса;
- предоставление возможности дистанционного консультирования;
- взаимодействие с другими учреждениями образования.