ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О НЕДОПУЩЕНИИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
И НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Успешное формирование личности ребёнка, его полноценное развитие во многом зависят от различных факторов, но влияние семьи на человека любого возраста несравнимо по своему значению ни с чем больше.
Влияние семьи проявляется в создании и поддержании определённых условий, которые способствуют оптимальному развитию ребёнка в современном обществе. Именно в семье происходят становление и развитие личности человека: закладываются необходимые умения и навыки, формируется характер, приобретается опыт общения с другими людьми.
Влияние родителей на развитие ребёнка огромно. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов.
В целом современные детско-родительские отношения отличаются сложностью. Особенно тревожным моментом является частое проявление жестокости в семье, что наносит ущерб физическому и психическому здоровью ребёнка, его благополучию.
Прежде чем применить физическое наказание к ребенку, ОСТАНОВИТЕСЬ!
Вы обязаны знать, что физические наказания
1.Преподают ребенку урок насилия.
2.Нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок - что он любим.
3. Содержат ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.
4. Учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию.
5.Вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным, и проявляется только много позже.
6.Разрушают восприимчивость к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.
Какой урок из этого выносит ребенок?
1.Ребенок не заслуживает уважения.
2.Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно учит ребенка желанию наказывать, в свою очередь других).
3.Страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать.
4.Насилие - это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).
5.Отрицание чувств - нормальное здоровое явление.
6.От взрослых нет защиты.
Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей
1.Насмешками над слабыми и беззащитными.
2.Драками.
3.Унижением девочек, символизирующих мать.
4.Плохим отношением к воспитателю.
5.Выбором видео и игр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева
СТРАТЕГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАСИЛИЯ
1.ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР. Угрозы, а также битье, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас как справляться с гневом без применения силы. Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии.
2.ЕСЛИ ВЫ НЕ ЗАЩИТНИК СВОЕМУ РЕБЕНКУ, ТО КТО ЖЕ ВЫ? Последствия того, если ребенок чувствует себя неудачником, могут выражаться в насильственных действиях с его стороны: драках, уничтожении имущества, жестокости и даже самоуничтожении.
3.ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ О НАСИЛИИ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах - это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.
4.НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ВАЖНОСТЬ СЛОВ "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ". Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать " Я горжусь тобой!"
5.Если Вы или кто-либо из Вашей семьи чувствует одиночество, нелюбовь, безнадежность или у Вас проблемы с наркотиками или алкоголем - ищите помощь. Считается, что более половины всех насильственных действий совершается употребляющими алкоголь или наркотики.
ВОСПИТАНИЕ БЕЗ НАСИЛИЯ
Фразы, которые надо ЗАБЫТЬ НАВСЕГДА:
- Какой ты неуклюжий, тупой, противный!
- Не путайся под ногами!
- И в кого ты такой уродился!
- Я возьму себе другого ребенка
- Я отдам тебя в детдом, чужому дяде или тете…
- Ты мне не нужен
- Ты мне надоел
- Ты меня замучил
- Достал!
- Уйди с моих глаз
- Чтобы я тебя не видел(а) и не слышал(а)!...
- Не мешай, отстань!
Воспитывая ребенка, вы должны заботиться о том, чтобы в своих поступках и отношениях с людьми у него были ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ, а это зависит не от того, КОГДА, КАК и ЗА ЧТО вы его НАКАЗАЛИ, а от того, КАКОЙ ОПЫТ он вынесет ИЗ ОТНОШЕНИЙ С ВАМИ.
Вы совершаете БОЛЬШУЮ ОШИБКУ, если:
- Компенсируете на детях свои недостатки, желания и несбывшиеся мечты;
- Проецируете свои проблемы на детей;
- Допускаете расхождения между словами и делами, ребенок мучается, если обещали наказать, а не наказали;
- Непоследовательны в обращении с ребенком (обещали купить, а не купили);
- Если действия разных членов семьи по отношению к ребенку не согласованы между собой (один запрещает, другой разрешает);
- Не осознаете своеобразие личностного развития каждого своего ребенка;
- Не принимаете своего ребенка таким, каков он есть;
- Не согласуете свои требования и ожидания со способностями ребенка;
- Не проявляете гибкости;
- Неравномерно относитесь к ребенку в различные годы;
- Воспитываете ребенка «по учебнику, по правилам» без учета особенностей личности ребенка;
- Проявляете в адрес ребенка аффективные, чересчур возбужденные реакции;
- Избыточно тревожитесь за него, чрезмерно опекаете, паникуете;
- Проявляете доминантность, категоричность, чрезмерный контроль и репрессии по отношению к своему чаду;
- Проявляете недостаточную отзывчивость;
- Не доверяете опыту ребенка.
Ребенка нельзя НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ наказывать:
- Когда он болеет;
- Перед сном и сразу после него;
- Во время еды (ребенок прямо «проглатывает» негативные сигналы, что может привести к развитию серьезных психических заболеваний);
- Во время работы и игры;
- Непосредственно после душевной или физической травмы;
- Когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;
- Когда вы сами находитесь в плохом настроении.
ВОСПИТЫВАЙТЕ ПРАВИЛЬНО!
- Положительный пример взрослых. Ребенок имеет свойство подражать не всегда правильной и тактичной манере поведения и разговора взрослых. Ребенок не знает, как правильно. Поэтому, требуя от него приличного поведения, в первую очередь, задумайтесь о своем.
- Единство требований всех членов семьи. Чтобы ребенок признал справедливость предъявляемых ему требований необходимо согласие и взаимопонимание в методах воспитания всех членов семьи.
- Угрозы или обещания? Замените угрозу обещанием. Невыполнимые угрозы подрывают доверие ребенка к родителям. Не угрожайте выкинуть разбросанные игрушки.
- Не оскорбляйте ребенка! Дети верят в то, что говорят им родителям, оскорбляя, вы убеждаете ребенка, что он именно такой и не стремится исправиться.
- Заслуженно поощряйте свое чадо! Дети нуждаются в поощрении, в подтверждении того, что они хорошие и достойны родительской любви.
- Не переходите на крик! Общение на повышенных тонах – это шумовой фон для ребенка. Тихое, с интонацией, эмоционально окрашенное требование принесет больший результат!
Алгоритм влияния на ребенка.
- Обратите внимание на себя, и убедитесь в наличии КОНТАКТА.
- Обратите внимание на то, что у вас к ребенку просьба, и убедитесь, что он вас СЛЫШИТ.
- Изложите проблему, сформулируйте требование (лучше в форме просьбы) и убедитесь, что вашу просьбу ребенок ПОНЯЛ.
- Выслушайте его ответ и договоритесь до чего-то, что УСТРОИЛО БЫ ОБЕ СТОРОНЫ.
- Если нужно, решите вопрос с МОТИВАЦИЕЙ.
- Договоритесь о КОНТРОЛЕ – как вы узнаете, что просьба выполнена.
- Подтолкните к выполнению и ЭМОЦИОНАЛЬНО ПОДКОРМИТЕ теплом или личным отношением.