Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках биологии. Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
Контроль качества знаний - это процесс выявления уровня знаний, умений, навыков.
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования.
Контроль — это выявление, измерение, оценивание ЗУНов обучаемых;
это способ получения учителем информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль проводится в целях надзора, проверки и выявления причин отклонений от заданной цели. Он выполняет функцию управления, устанавливающую степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.
Оценка (проверка)— это выявление и измерение ЗУНов учащихся. Проверка является составным компонентом контроля, и ее дидактическая функция— обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение объективной информации о степени освоения учебного материала.
Контроль выполняет следующие функции:
1) контролирующая—установление обратной связи, учет результатов контроля;
2) обучающая — дается с профилактико-предупредительной целью, с целью активизации работы учащихся по усвоению знаний, корректировки, совершенствования, систематизации знаний; учащиеся слушают дополнительные объяснения, задают вопросы, отвечают, у них формируются навыки и умения;
3) воспитывающая — состоит в приучении учащихся к систематической работе, в формировании нравственных качеств, самооценки;
4) развивающая — заключается в развитии памяти, внимания, интереса к предмету, творчества;
5) мотивационная — развитие мотива и потребности в учебе;
6) диагностирующая и прогнозирующая (по реализации целей контроля) и др.
Виды, методы и формы контроля.
На различных этапах обучения используются различные виды контроля.
- Предварительный (исходный) — выявление ЗУНов по теме,
котораябудет изучаться.
- Текущий контроль — проверка усвоения материала и оценка
результатов каждого урока. Осуществляется в повседневной работе с помощью систематического наблюдения, тестовых заданий и др.
- Тематический (периодический) — осуществляется периодически по
мере прохождения новой темы, раздела.
- Итоговый — проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного
года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе. Его задача зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.
По формам контроль подразделяется на:
- Фронтальная форма. На вопросы составленные учителем ученики
дают краткие ответы. Такая форма контроля приобретает вид оживленной беседы. Она не используется для глубокого выявления уровня знаний у учащихся.
- Групповая форма. Контроль осуществляется лишь для части класса.
Вопрос ставится перед определенной группой учеников, но в его разрешении могут принимать участие и остальные учащиеся.
- Индивидуальная форма. Применяется для основательного знакомства
учителя со ЗУН отдельных учащихся, которые для ответа обычно вызываются к доске.
- Комбинированная форма. Это сочетание индивидуального контроля с
фронтальным и групповым. Чаще всего применяется после прохождения какой-либо объемной темы, когда надо опросить максимальное количество учеников.
Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется
результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя. Наиболее доступным методом контроля является проводимое учителем планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью учащихся.
В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы
устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся.
1. Методы устного контроля —в их основе лежит вопросно
ответнаяформа (ответы учеников на вопросы учителя на уроках, экзаменах, зачетах)или монологический ответ учащегося.
Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронтальной
формах. Цель устного индивидуального контроля - выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала.
2. Методы письменного контроля -характеризуются высокой
экономичностью и эффективностью; позволяют глубоко и объективно проверить знания учащихся. Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам.
<ins>3. </ins><ins>Методы практического контроля -</ins><ins>имеют целью проверить</ins>
<ins>практические умения и навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Они представляют собой проведение лабораторныхопытов, составление таблиц, схем, карт, чертежей, на уроках рисования (в начальных классах), труда, физвоспитания и т.д.</ins>
<ins>4. Метод наблюдения</ins><ins> — это систематическое получение данныхо</ins>
<ins>знаниях и развитии ученика, ежедневное изучение учащихся в процессеобучения. Результаты наблюдения не фиксируются в официальных документах, а учитываются учителем при работе и общей оценке ученика.</ins>
<ins>5. Тестовый и рейтинговый контроль -</ins><ins>набор стандартизированных</ins>
<ins>заданий</ins> <ins>к каждому из которых надо выбрать правильный ответ.</ins>
<ins>С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащиеся должны из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного. Учет внеучебных достижений учащихся.</ins>
<ins>Сферы внеучебной деятельности</ins><ins>: Олимпиады всех уровней, спортивная деятельность, творческие конкурсы, исследовательская деятельность.</ins>
<ins>Достижения</ins><ins> - грамоты, медали, кубки, дипломы….</ins>
<ins>Учет</ins><ins>- портфолио, экраны (таблицы) участия как внутри класса так и всех классов в школе….</ins>
Требования, рекомендуемые для рационального
использования форм контроля знаний
Только при соблюдении ряда требований контроль дает необходимый
учебный и воспитательный эффект, поэтому он должен быть:
- планомерным и систематическим, т. е. осуществляться в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса, составлять
его органичную часть и строиться на основных вопросах программы обучения. Это требует непрерывного изучения уровня овладения обучающимися системой знаний, умений и навыков. Регулярность контроля позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать меры к их устранению путем соответствующего совершенствования учебного процесса;
- объективным, позволяющим реально оценить успехи и недостатки учебной деятельности обучающихся, правильно установить степень овладения знаниями и умениями, исключающим субъективные оценочные суждения, основанные на недостаточном изучении школьников;
- всесторонним, т. е. наиболее полно выявлять фактический уровень усвоения обучающимися учебной информации, охватывать все разделы программы, обеспечивать проверку усвоения не только предметных знаний, но и мировоззренческих идей, а также общеучебных и специальных умений и навыков. Контроль не должен ограничиваться только выявлением того, знают ли и могут ли обучающиеся воспроизводить усвоенную информацию. Он должен показать, умеют ли они пользоваться этой информацией для решения учебных и практических задач. В этом случае контроль обеспечит проверку уровня сформированности у обучающихся основ учебной деятельности;
-индивидуальным. Овладение знаниями и умениями - процесс индивидуальный. Каждый учащийся овладевает знаниями и умениями в соответствии со своими психофизиологическими особенностями. Ко всем школьникам предъявляются одинаковые требования в отношении объема, качества знаний, уровня сформированности умений, но в ряде случаев необходимо принимать во внимание индивидуальные качества обучающихся;
-экономичным по затратам времени преподавателя и обучающихся, обеспечивающим анализ проверочных работ и их обстоятельную оценку в сравнительно короткий срок;
-педагогически тактичным и осуществляться в спокойной, деловитой
обстановке[5].
Ниже приведены данные, которые позволяют объединить классификации методов контроля и использовать любую из предложенных вариаций для построения системы контроля знаний учащихся.
Методы контроля знаний учащихся:
Выделенный признак (авторы) |
Состав методов по выделенному признаку |
Использование бинарного подхода к взаимосвязи деятельности учителя и учащихся (М.И. Махмутов) |
Информационно-сообщающий и исполнительский; объяснительно-иллюстративный и репродуктивный; инструктивно-практический и продуктивно-практический; информационно-побуждающий и частично-поисковый; побуждающий и поисковый (исследовательский) |
Источник знаний, характер деятельности учителя и учащихся, перцепция<sup>1</sup>(Н.М.Верзилин, Б. Е. Райков, Н.А.Рыков, И.Д. Зверев) |
Словесные, наглядные, практические, моторные |
Логические операции с понятиями |
Определение, анализ, синтез, сравнение, ограничение, конкретизация, классификация, детерминизм, доказательство, обобщение |
Уровни учебно-познавательной деятельности и творческой активности мышления учащихся (Ю.К. Бабанский, Б. Е. Райков, Е.П. Бруновт, Д.К. Богданова) |
Репродуктивные, проблемно-поисковые (продуктивные), творческие (исследовательские) |
Степень самостоятельности выполнения задания и этапы усвоения знаний (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер) |
Объяснительно-иллюстративные, инструктивно-репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (исследовательские) |
Организация управления процессом контроля знаний |
Исполнительские, самоконтролирующие, оценочные |
Номенклатура форм контроля знаний учащихся также чрезвычайно широка. В таблице ниже представлены формы контроля, которые могут быть равноценно использованы по выбору учителя.
Таблица Формы контроля знаний учащихся
Выделенный признак |
Формы контроля знаний |
По периодичности проведения (Е.В.Сенина) |
Эпизодический, периодический, систематический |
По количественному составу учащихся (Е. И. Перовский, В. Ф. Шалаев, Г.И.Щукина) |
Индивидуальный (персональный), групповой, фронтальный, классно-обобщающий |
По особенностям организации деятельности учащихся и руководства учителем (Е.И. Перовский, В.Ф. Шалаев) |
Письменный, устный, самоконтроль, взаимоконтроль, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная работа, практическая работа, экзамен, реферат |
По технологии проведения, характеру изображения, использованию ТСО (В.П.Беспалько, Д. П. Гольнева, Н.В.Падалко) |
Графический, программированный, автоматический, дифференцированная работа по карточкам, тестирование, машинный, безмашинный |
По интенсивности проверки (Н.М.Верзилин, Г.О. Нога) |
Зачет, уплотненный опрос, комбинированный |
По уровню познавательной самостоятельности учащихся |
Репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа с учебным содержанием, самостоятельные практические исследования, эвристическая беседа |