Методический гид для учителя по подготовке
и проведению международного экоурока
«Хранители воды» в средних и старших
классах
Международный образовательный проект «Хранители воды» реализуется
по инициативе компании PepsiСo при поддержке Зеленого движения
ЭКА.
Данный гид описывает методику и сценарий проведения урока для уче-
ников средних и старших классов (5–11 классы).
Экоурок «Хранители воды» рекомендуется провести на неделе с 10 по 17 ноя-
бря 2015 года.
Цель экоурока «Хранители воды»
Цель занятия — сформировать у школьников ответственное отношение
к водным ресурсам нашей планеты в целом и своей страны, в частности,
а также научить их беречь воду в повседневной жизни.
Проект ставит перед собой важную практическую задачу: обучить школь-
ников простым действиям и шагам по сбережению воды изо дня в день
дома, в школе и на природе. В ходе занятия школьники поймут, насколь-
ко важны водные ресурсы для экономики, социума и экосистемы плане-
ты и узнают больше об актуальных проблемах, связанных с водой в XXI
веке. Интерактивные, творческие форматы работы позволяют макси-
мально эффективно донести информацию до учащихся.
Актуальность экоурока «Хранители воды»
Воспитание ответственного отношения к воде среди молодёжи — акту-
альнейшая проблема как для стран СНГ, так и для всего мира. Запасы
пресной воды на нашей планете строго ограничены. При этом за послед-
ние 100 лет население Земли выросло в 3 раза, а потребление пресной
воды — в 7 раз, в том числе на коммунально–питьевые нужды — в 13 раз.
В ряде регионов мира возникла нехватка водных ресурсов. Международ-
ные эксперты сходятся во мнении, что уже в ближайшее время дефицит
пресной воды станет одной из самых насущных проблем человечества.
Во многих странах СНГ эти проблемы актуальны уже сегодня. Ярчайшее
свидетельство тому — Аральское море, почти полностью превративше-
еся в пустыню из–за необдуманной, неэффективной эксплуатации рек
Сырдарья и Амударья. Ошибки, допущенные много лет назад, необрати-
мо изменили экосистему и привели к серьёзным экономическим пробле-
мам. В ряде регионов Туркменистана, Узбекистана и Казахстана наблю-
дается дефицит воды.
Но особенно остро стоят проблемы загрязнения водных ресурсов и низ-
кого качества питьевой воды — проблемы, в решение которых каждый
из нас может внести свой персональный вклад. Экоурок «Хранители
воды» решает одну из самых актуальных задач современного образова-
ния — экологическое просвещение школьников с акцентом на повседнев-
ные практики водосбережения.
Оборудование
• Проектор и экран, компьютер, ноутбук либо интерактивная доска для
демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint (см. Приложение 1)
и видеоролика.
• Аудиоколонки для воспроизведения звука при демонстрации
видеоролика, встроенного в презентацию.
• 3 листа формата А3 или листы ватмана А2, разрезанные наполовину
(по 1 листу на группу) для выполнения творческого задания.
• 6–9 маркеров или фломастеров (по 2–3 фломастера или маркера на
1 группу) для выполнения творческого задания.
• Фотоаппарат или телефон с фотокамерой (могут быть задействованы
телефоны учеников).
• Компьютер либо мобильный телефон с выходом в интернет для
отправки фото с урока в социальные сети. Можно загрузить фото
на уроке с телефонов учеников, либо сделать это после урока.
• Раздаточный материал по числу учеников — покетмоды (карманные
книжечки) с простыми эко–шагами (см. Приложение 2).
• 3–6 ножниц для складывания покетмодов в 3–4 группах.
Сценарий проведения экоурока
ПЛАН УРОКА
Продолжительность урока — 40 минут.
Урок состоит из 3–х взаимосвязанных блоков.
1. БЛОК ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ.
Демонстрация презентации «Хранители воды», которая сопровождается
рассказом учителя и вопросами к ученикам.
Презентация включает в себя 4 тематических блока:
• Введение. Есть ли жизнь без воды?
• Водные ресурсы мира и стран СНГ.
• Проблемы с водой и их причины.
• Кто и как решает водные проблемы (государство, бизнес, общество).
Общее время на демонстрацию презентации — 15 минут.
2. ПРАКТИКУМ В ФОРМЕ ИНТЕРАКТИВНОГО УПРАЖНЕНИЯ
В МАЛЫХ ГРУППАХ
Цель упражнения — предоставить возможность ученикам, работая в
команде, придумать и представить в творческой форме те повседневные
шаги, которые помогают сберечь воду, и те, которые, напротив, приводят
к напрасной трате воды.
Общее время на выполнение интерактивного упражнения — 20 минут.
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Изготовление покетмода (карманной книжки), посвящение в «Хранители
воды».
В конце урока ученики забирают карманную книжечку с собой.
Общее время на закрепление материала — 5 минут
Ход урока
1. БЛОК ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ
Содержание блока:
Демонстрация готовой презентации «Хранители воды», которая сопро-
вождается рассказом учителя.
Необходимые материалы:
• Проектор и экран, компьютер, ноутбук либо интерактивная доска для
демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint (см. Приложение 1)
и видеоролика.
• Аудиоколонки для воспроизведения звука при демонстрации
видеоролика, встроенного в презентацию.
В течение 15 минут учитель демонстрирует презентацию и комменти-
рует её. Готовую презентацию «Хранители воды» для демонстрации
в формате PowerPoint Вы найдете в Приложении 1.
Рекомендуемые короткие устные комментарии к каждому слайду вы
найдете в Приложении 2 в конце данного методического гида. Коммента-
рии прописаны с учётом времени, которое отведено для данного темати-
ческого блока.
Презентация включает в себя несколько тематических блоков. В данном
блоке она демонстрируется до слайда №27, последующие слайды демон-
стрируются в следующих блоках.
Рекомендации по распределению времени на каждый тематиче-
ский блок в ходе демонстрации презентации
• Введение. Есть ли жизнь без воды? 2 минуты.
• Водные ресурсы мира и стран СНГ. 5 минут.
• Проблемы с водой и их причины. 4 минуты.
• Кто и как решает водные проблемы: государство, бизнес, общество.
4 минуты.
Обратите внимание, что в презентации есть ряд вопросов, адресованных
ученикам для обсуждения. Они направлены на то, чтобы стимулировать
интерес и воображение учеников, удерживать внимание и более эффек-
тивно закреплять пройденный материал.
Рекомендация ведущему: уделять обсуждениям вопросов не более 1 ми-
нуты, чтобы успеть дать ученикам весь запланированный объем инфор-
мации и выполнить все запланированные активности и задания.
2. ПРАКТИКУМ В ФОРМЕ ИНТЕРАКТИВНОГО УПРАЖНЕНИЯ В МАЛЫХ
ГРУППАХ
Цель упражнения — предоставить возможность ученикам, работая в
команде, придумать и представить в творческой форме те повседневные
шаги, которые помогают сберечь воду, и те, которые, напротив, приводят
к напрасной трате воды.
Общая продолжительность творческого задания — 20 минут.
Во время выполнения задания на экране в качестве заставки демонстри-
руется слайд презентации №27.
Методика и содержание упражнения
Ученики делятся на 3 группы по 6–8 человек, в зависимости от количе-
ства учеников в классе. В течение 10 минут каждая группа выполняет
интерактивные творческие задания. 6 минут отводится на презентацию
работ перед классом (по 2 минуты на команду).
Результаты командной работы выкладываются в группу проекта в соци-
альной сети Вконтакте.
Рекомендации по распределению времени в ходе выполнения зада-
ния
• Деление на команды, постановка задачи учителем. 3 минуты.
• Работа в малых группах над творческим заданием. 10 минут.
• Презентация выполненного задания перед всем классом. 6 минут
(3 группы по 2 минуты).
• Переход к следующему блоку. 1 минута.
Описание творческой задачи для каждой команды:
Сочинить четверостишие на тему «Как беречь воду».
Стихотворные советы по сбережению воды дома, в школе и на природе
(на выбор).
После того, как ученики разделились на 3 команды, у них есть 5–7 минут
на то, чтобы вместе всей командой придумать простое стихотворение.
Далее каждая команда делится на 2 части. Одна часть команды визуали-
зирует стихотворение в виде плаката с текстом и рисунком (либо только
с текстом). Фото плаката со стихотворением ученики выкладывают
в фотоальбом проекта Вконтакте. В подписи они указывают школу
и номер класса.
Другая часть команды изображает стихотворение в виде «живой скуль-
птуры» или композиции. Ученики снимают композицию на мобильный
телефон и выкладывают в фотоальбом в группе проекта Вконтакте,
в подписи указывая школу, номер класса и текст стихотворения.
Демонстрацию данного этапа урока также можно увидеть в методиче-
ском видеоролике, который высылается всем зарегистрированным шко-
лам отдельным письмом. Ссылки на группы для загрузки фотографий вы
найдёте ниже в данной инструкции.
Необходимые материалы:
• 3 листа формата А3 или листы ватмана А2, разрезанные наполовину
(по 1 листу на группу) для выполнения творческого задания.
• 6–9 маркеров или фломастеров (по 2–3 фломастера или маркера
на 1 группу) для выполнения творческого задания.
• Фотоаппарат или телефон с фотокамерой (могут быть задействованы
телефоны учеников).
• Компьютер либо мобильный телефон с выходом в интернет для
отправки фото с урока в социальные сети. Можно загрузить фото на
уроке с телефонов учеников, либо сделать это после урока.
Подробный ход выполнения творческого
задания
ПЕРВЫЙ ЭТАП
Учитель разбивает учеников на группы и объясняет задание — 3 минуты.
Способы деления класса на 3 группы
1. ОБЪЕДИНЕНИЕ С СОСЕДЯМИ
Ученики объединяются в группы с ближайшими соседями по парте и са-
дятся вокруг парт таким образом, чтобы повернуться друг к другу лицом
и сформировать круг для коллективной работы и обсуждения.
2. «БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»
Ученики хаотично перемещаются по классу, как молекулы в броуновском
движении.
Через 7–10 секунд учитель дает команду: «Объединитесь в тройки колено
к колену». Ученики должны найти двух напарников и соединиться с ними
коленями.
После этого учитель дает команду продолжать хаотичное движение,
через 7–10 секунд дает команду: «Объединиться в группы по пять чело-
век локоть к локтю». Ученики объединяются по 5 человек, соединившись
локтями.
Учитель командует продолжать хаотичное движение, через 5 секунд дает
команду: «Объединитесь в семерки (или восьмерки, в зависимости
от того, сколько нужно человек в финальной группе) носок к носку».
Если в группе не хватает 1 человека, например, 6 или 7 человек вместо 8–
ми, то группа работает в таком составе.
Когда ученики распределились по группам, учитель дает задание:
«В течение 10 минут вам нужно всей командой проявить свои творче-
ские способности. Вам предстоит сочинить четверостишие на тему «Как
беречь воду». Вы можете придумать полезный совет по сбережению воды
дома, в школе и на природе, на ваш выбор. На это у вас есть примерно
5–7 минут. Я буду следить за временем и давать вам сигналы, когда время
подходит к концу. Но это еще не все. У вас будет еще 3–5 минут для того,
чтобы представить плоды вашего творчества другим командам.
Для этого каждая команда делится на две части. Одной части команды
я выдам бумагу и маркеры, чтобы вы записали стихотворение на листе
бумаги и, если успеете, сделали к нему иллюстрацию.
Другая часть команды изображает стихотворение в виде композиции или
«живой скульптуры». В этой композиции нужно задействовать всех лю-
дей из этой части команды. Также вам нужно выбрать одного человека,
который сфотографирует вашу композицию и выложит фотографию
с подписью в специальную группу в социальной сети Вконтакте.
Так как это фотокомпозиция, то во время показа она должна быть непод-
вижной и безмолвной, как во время игры «Море волнуется раз…», когда
учитель говорит «Замри!».
ВТОРОЙ ЭТАП
Работа в малых группах над творческим заданием. 10 минут.
Ученики работают в группах. Задача учителя — следить за временем и
предупредить детей за 1 минуту до завершения первого этапа (сочине-
ния четверостишия) и в момент его завершения. Затем учитель должен
дать сигнал, когда останется 2 минуты и 1 минута до завершения всего
задания.
После завершения подготовки и перед демонстрацией учитель еще раз
обращается к группам:
«Прошу каждую группу выбрать одного человека, который будет фото-
графировать на мобильный телефон ваш плакат со стихотворением,
а также композицию. Затем, во время или по окончании нашего урока,
этот человек выложит две лучшие фотографии — одну с плакатом,
другую с фото композиции — в группу проекта Вконтакте
https://vk.com/beregikapu .
Ее нужно выложить в альбом, который называется «Четверостишие о
воде». Фотографию необходимо подписать, указав город, название шко-
лы и класса, а под фото композиции написать текст стихотворения,
которое вы изображаете».
После этого учитель пишет на доске название группы Вконтакте:
https://vk.com/beregikapu и название фотоальбома «Четверостишие
о воде», куда нужно будет выложить фото композиции и фото плаката
со стихотворением.
ТРЕТИЙ ЭТАП
Презентация выполненного задания перед всем классом — 6 минут
(3 группы по 2 минуты).
В течение 6 минут три группы одна за другой (каждая группа по 2 минуты)
зачитывают вслух стихотворения, демонстрируют свои плакаты со сти-
хотворениями и показывают свои композиции. Для экономии времени
рекомендуется делать эти 2 действия одновременно.
Учителю необходимо следить, чтобы все группы уложились в выделенное
время, и активно им в этом помогать.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП
Переход к следующему блоку — 1 минута
Демонстрируется слайд презентации №34, где Капа задает вопросы,
на которые ученики коротко отвечают:
• Можем ли мы с вами сделать что–то, чтобы сохранить наши реки,
озера, родники и ручьи?
• Можем ли мы начать что–то делать уже завтра?
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Создание покетмода (карманная книжка с советами по сбережению
воды) — 2 минуты
Необходимые материалы:
• Раздаточный материал по числу учеников — заготовки формата А4
для складывания покетмодов (карманных книжечек) с простыми
эко–шагами (см. Приложение 2);
• 3–6 пар ножниц для складывания покетмодов в 3–4 группах.
Общая продолжительность — 5 минут
В конце урока учитель раздает ученикам заготовки покетмодов — кар-
манных книжечек, которые складываются специальным образом сво-
ими руками. В книжечках описаны простые шаги по водосбережению
дома, в школе и на природе.
Учитель показывает, каким образом сложить покетмод из листа А4 до
формата карманной книжечки.
Создание покетмода подробно показано в методическом видеоролике,
который высылается отдельным письмом всем школам, зарегистриро-
вавшимся в проекте.
Для складывания покетмода необходимы ножницы. Нужно сделать всего
1 разрез. Рекомендуется, чтобы ученики складывали покетмоды в тех же
группах, в которых они делали предыдущее задание. Для каждой группы
потребуется 1–2 ножниц.
В покетмоде есть пустые строчки, куда ученики вписывают 3 конкретных
эко–шага по сбережению воды, которые они готовы начать делать в бли-
жайшую неделю. Учитель просит их вписать эти 3 шага в конце урока.
В конце урока ученики забирают карманную книжечку с собой.
Заключительное слово учителя
«Друзья, наше увлекательное путешествие по миру воды вместе с Ка-
пой подходит к концу. Мы узнали, что мы можем делать каждый день
дома и в школе для сохранения этого бесценного сокровища! Наш урок
заканчивается, но добрые дела по защите воды только начинаются!
Чтобы быть на связи с нашей героиней Капой и узнавать от нее новые
полезные «водные» новости, вступайте в группы в социальных сетях».
Учитель пишет на доске название групп в социальных сетях: