Тема: Формы земной поверхности.
Цели: сформировать представление о разнообразии форм поверхности, их особенностях;
содействовать развитию способностей учащихся к целеполаганию; анализу текстов и рисунков, осуществлять сравнение, формулировать выводы;
продолжить формировать умения находить объекты на карте по условным знакам; содействовать воспитанию самостоятельности учащихся, ответственного отношения к учебной деятельности.
Оборудование: таблицы с изображением форм поверхности, карта, учебник, салфетки.
Ход урока
1.Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять.
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать.
-Ребята, давайте вспомним, какие тайны вы узнали на прошлом уроке?
2.Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
Учитель: Что такое глобус?
Ученики: Модель земного шара.
Учитель: Что можно увидеть на глобусе?
Ученики: Моря, реки, океаны, горы, материки, города.
Учитель: Чем покрыта большая часть поверхности Земли?
Ученики: Водой.
Учитель: Что на глобусе изображено голубым цветом?
Ученики: Океаны, моря, озера, реки.
Учитель: Каким цветом на глобусе показаны участки суши? Ученики: Коричневым, зеленым, желтым.
Учитель: Как называются участки суши?
Ученики: Материки.
Учитель: Сколько материков на Земле? Назовите их. Покажите на карте.
3. Изучение нового материала. Работа с учебником.
Учитель: Посмотрите на поверхность материков. Какая она? Ученики: Разнообразная.
Учитель: Что означают зеленые и коричневые цвета?
Ученики: Горы и равнины.
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Формы поверхности Земли».
- Какие цели поставим перед собой на уроке?
Путешествуя, люди видят вокруг себя много интересного.
Как велика наша Земля
Как широки просторы
Озера, реки и поля
Леса и степь и горы
-Вспомните свои наблюдения на экскурсии и скажите, какие формы поверхности вы знаете?
На Земле выделяют две основные формы поверхности — горы и равнины.
-Как вы думаете почему равнины так называют?(Чтение определения в учебнике)
Равнины- большие участки суши, имеющие ровную или почти ровную поверхность.
Равнины бывают плоские и холмистые
-Объясните почему равнины получили такие названия (Плоская имеет ровную поверхность, а холмистая имеет возвышения)
-Возвышения на равнине до 200м – это холм.
-Давайте рассмотрим схему холма.
Подошва- Это место где начинается холм .
Вершина – самая высокая часть холма.
Склоны- это та часть которая располагается между подошвой и вершиной.
Склоны бывают крутые и пологие.
(По ходу беседы на доске выстраивается соответствующая схема)
-Нередко на равнинах образуются длинные и обрывистые углубления. Вы знаете, что
это? Тогда послушайте загадку, которую подготовил ученик.
Загадка - вопрос
Тает снег - и я расту,
Дождик льёт - и я расту,
Но расту не в высоту,
А в глубину и в ширину.
Полю хлебному я враг,
А зовут меня … овраг.
Что же такое овраг?
Как образуются овраги? ( картинка )
- Чем овраги вредны полям и дорогам?
(Если овраг испортит дорогу, то по ней будет невозможно ездить, придётся прокла-
дывать другую. А если овраг будет в поле, то машинам трудно будет обрабатывать
землю, на меньшей площади можно выращивать хлеб.)
- Подумайте, почему овраги чаще всего встречаются на холмистых равнинах?
( На ровной поверхности вода растекается лужей, а с возвышения она стекает с силой
вниз.)
-Молодцы, ребята Вы правы. Ваши собственные наблюдения и небольшой ещё опыт
помогли ответить на ещё один важный вопрос. Тает снег, идёт дождь, и водные потоки стекают с холма в низину. Чем быстрее движется вода, тем сильнее она размывает и уносит землю. Углубление растёт, его склоны не закреплены, и овраг становится всё шире и глубже. Старый овраг постепенно превращается в балку с пологими склонами.
Это плохо или хорошо?
(Конечно же это плохо!)
Надо ли охранять поверхность земли?
Давайте подумаем?
Может быть этот вопрос покажется вам странным Все знают, что надо охранять растения, животных, чистоту воздуха, воды. А поверхность края ? Разве ей что угрожает?
Когда выходим на ровную или холмистую поверхность, мы любуемся красотой, а что ты чувствуешь когда выходишь на открытое место где полно оврагов, заброшенных ям когда в этом месте добывали песок , глину . Это огромная рана на земле.
Строители оставили много рытвин, но дома у них получились красивые и удобные Люди, забыли, что надо беречь красоту родной земли .
Горы.
a)Продолжите : Хороши равнин просторы
Но вдали синеют ___(горы)
Путешественников в путь
Красотой они влекут!
И в самом деле, нет ничего впечатляющего, чем грандиозные вершины, увенчанные ледяными коронами , уходящими за облачные выси.
Горы это неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются нал окружающей местностью. Одиночную гору встретить редко, Чаще всего горы расположены рядами -горными хребтами.
4. Физкультурная минутка « Гора ».
«Люди с самого рожденья жить не могут без движенья».
1. Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте.
2. Медленно поднимайте руки вверх и сцепите их в замок над головой.
3. Представьте, что ваше тело — гора. Одна половина горы (плечо, рука) говорит: «Сила во мне» — и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне» — и тоже тянется вверх.
4. «Нет! — решили они. — Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно-сильно.
5. Медленно опустите руки и улыбнитесь! (По Е.А. Алябьевой)
Вершины высоких гор вечно покрыты льдом и снегом, у них крупные склоны и глубокие ущелья. Самая высокая вершина Земли - гора Джомолунгма. (Эверест) в Евразии. Ее высота 8848м. Находится Эверест на матереке Евразия в горах Гималаях-самых высоких на планете.На территории Республики Беларусь высоких гор нет.
б) Работа с учебником стр 25-26
В чём сходство, а в чём различие между холмом и горой?
в) Игра: Соотнесите надпись с нужной картинкой.
г) –А как появляются горы , у вас наверно возник такой вопрос?
Действительно, разве не удивительно где-то расстилаются бескрайние равнины , а где-то возвышаются горы ? Почему так?
Причина всему – земная кора. Она никогда не бывает в покое, то вздрагивает, то опускается, растрескивается, то собирается складками. В результате образуются горы, равнины, холмы, впадины.
Непонятно?
Опыт №1. Возьмите платок и прикройте им ладонь. Договоримся, что платок – это земная кора. Теперь пошевелите под платком пальцами, а потом согните их- земная кора сразу придет в движение. Земля будет морщится, горбиться, прямо на глазах начнут расти горы. А между ними образуются глубокие ущелья.
Так примерно происходит и в природе, только конечно не так быстро.(Посчитали, что для разрушения гор и образования на их месте равнин нужно около 22млн. лет .)
Опыт №2
Ребята у вас на столе салфетки. Возьмите каждый себе по одной. На какую поверхность земли похожа салфетка? (на равнину) Теперь скомкайте ее. На какую поверхность теперь она похожа? (холм). А сейчас на этот холмик положите еще два кулачка. Что у нас получилось? (гора)
5. Закрепление изученного.
-Назовите основные формы земной поверхности.
-Что такое равнина, горы, холмы, овраги?
-В чем сходство и различие между холмом и горой?
- Объясните, что такое подошва ,вершина, склон, горы или холма.
-Разгадайте кроссворд
По горизонтали:
2.Большое пространство ровной поверхности. (Равнина)
4. Самая низкая часть холма. (Подошва)
По вертикали:
1. Возвышение, высотой более 200 метров над окружающей местностью. (Гора)
3. Самое высокое место холма (Вершина)
5. Извилистое резкое понижение местности (Овраг)
Учитель: Молодцы! Вы очень хорошо работали на уроке!
6.Рефлексия
1.Что же находится на поверхности земли?
(на поверхности земли находятся равнины, холмы, горы и овраги)
2. Чем плоские равнины отличаются от холмистых?
- Чем гора отличается от холма?
-Из каких частей состоят холм и гора?
(Равнина – это ровная земная поверхность. Если на ней есть холмы –это холмистая равнина. Гора - намного выше холма. Части холма и горы одинаковые – это вершина, склон подошва)
-Почему так опасен овраг?
Так почему же на глобусе суша покрыта разными цветами?
(равнина – зеленым цветом, горы –коричневым, чем выше горы, тем темнее цвет)
-Ребята, вы молодцы! Хорошо поработали! Покажите на смайлике какое у вас настроение.
7. Домашнее задание
1.Прочитать текст учебного пособия «Формы земной поверхности»,ответить на вопросы к нему.
2.Знать изученные термины, уметь объяснять их.